Утвержденной формы обращения в органы прокуратуры нет, поэтому
оно может быть составлено в произвольной форме.
Обращение в прокуратуру может быть сделано в письменной, устной
форме или в форме электронного документа с использованием федеральной
государственной информационной системы «Единый портал государственных
и муниципальных услуг (функций)» (далее - Единый портал), и иметь вид
предложения (рекомендация заявителя по совершенствованию законов,
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления,
развитию общественных отношений, улучшению деятельности государства и
общества в социально-экономической и иных сферах), заявления (просьба
лица о содействии в реализации его прав и свобод или прав и свобод других
лиц, либо сообщение о нарушении законов, недостатках в работе
государственных органов, органов местного самоуправления и должностных
лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц),
жалобы (просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных
прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных
интересов других лиц) или ходатайства (просьба заявителя о признании
определенного статуса, прав, свобод).
Обращение в прокуратуру может быть индивидуальным или
коллективным. Коллективное обращение – обращение двух или более лиц, а
также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное
организаторами или участниками митинга, собрания.
Обратиться с заявлением, предложением или жалобой в прокуратуру
лучше в письменной форме или в форме электронного документа. Письменное
обращение может быть направлено в прокуратуру по почте, по телеграфу,
факсимильной связью или с помощью информационной системы общего
пользования.
В обращении необходимо:
- указать наименование государственного органа, в который
направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего
должностного лица, либо занимаемую им должность;
- указать фамилию, имя, отчество обращающегося;
- указать почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или
уведомление о переадресовании обращения;
- поставить личную подпись и дату обращения;
- изложить суть вопроса;
- при наличии подтверждающих содержание обращения документов
приложить их копии.
В случае подачи обращения в форме электронного документа гражданин
обязан указать фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес
электронной почты либо использовать адрес (уникальный идентификатор)
личного кабинета на Едином портале, по которым должны быть направлены
ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе
приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в
электронной форме.
Устное обращение в прокуратуру так же, как и заявленное в иной форме,
должно содержать сведения о нарушениях законодательства, охраняемых
законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества
и государства. Устное обращение может быть передано в прокуратуру на
личном приеме.
Следует отметить, что обращения, в которых отсутствуют сведения,
достаточные для их разрешения, в течение 7 дней со дня регистрации
возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные,
а при необходимости с разъяснением, куда им для этого стоит обратиться.
В случае если текст письменного обращения не позволяет определить
суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается, и оно
не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган
местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их
компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения
сообщается гражданину, направившему обращение.
Важно, чтобы письменное обращение в органы прокуратуры
поддавалось прочтению, в противном случае на такое обращение ответа не
дается и в течение 7 дней со дня регистрации сообщается автору сообщения,
если фамилия и адрес поддаются прочтению, а также разъясняется право на
повторное обращение.
Обращения разрешаются в течение 30 дней с момента регистрации
обращения/жалобы в органах прокуратуры РФ, а обращения, не требующие
дополнительного изучения и проверки, рассматриваются в течение 15 дней,
если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Если
установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или
праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за
ним рабочий день; обращения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной
войны, а также граждан РФ, являющихся бывшими несовершеннолетними
узниками концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания,
созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, о
нарушении их прав и свобод разрешаются в течение 15 дней со дня их
регистрации в органах прокуратуры РФ, а не требующие дополнительного
изучения и проверки – в течение 7 дней, если иное не предусмотрено
федеральным законодательством.